Опубликован 2017-04-19
Ключевые слова
- афинское народное собрание,
- непробулевматические декреты,
- пробулевматические декреты

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Как цитировать
Аннотация
Как известно, постановления афинского народного собрания делятся на пробулевматические (основывающиеся на определенном probouleuma, предложенном членом Буле) и непробулевматические (постановления, предложенные членом народного собрания в ответ на “открытое” probouleuma, т. е. такое, формулировка которого предоставлялась собранию, или вместо отвергнутого probouleuma). В последнее время были сделаны следующие выводы о соотношении декретов обоих типов: (1) с начала IV в. до примерно 285/260 гг. количество пробулевматических и непробулевматических декретов примерно одинаково, если не считать короткого периода олигархии 322/1–319/8, когда преобладали непробулевматические декреты – возможно, в результате некоего конституционного изменения; (2) примерно с 285/260 гг. абсолютное большинство декретов (более 80%) пробулевматические, что говорит о пассивности, или даже безразличии, собрания.
Однако тщательное рассмотрение имеющихся данных показывает, что первый из этих выводов страдает чрезмерной обобщенностью и неточностью. Падение активности народного собрания можно довольно точно датировать ок. 282/1 г. Хотя в олигархический период 322/1–319/8 действительно преобладали непробулевматические декреты, не следует расценивать это как нечто новое и предполагать конституционные изменения: такое же положение дел надежно засвидетельствовано и для т. н. ликурговского периода (337/6–323/2), когда около 80 % декретов были непробулевматическими. Кроме того, свидетельства показывают, что в демократический период 403/2–338/7 пробулевматических декретов было значительно больше, чем непробулевматических, между тем как в краткий демократический период при Деметрии Полиоркете (307–301) ситуация была обратной. (Скудных данных за 318–308 и 300–287 гг. недостаточно для анализа.) С 282/1 г., как только стало ясно, что восстание против Деметрия Полиоркета имело успех лишь отчасти – Афины не смогли вернуть Пирей и по сути утратили политическое значение, – начинают преобладать пробулевматические декреты, в основном рутинного характера.
Что касается непробулевматических декретов, основная причина их преобладания не имеет ничего общего с изменениями в конституции. В периоды, когда их было большинство, народным собранием управляли одна или несколько сильных личностей: Ликург и Демад в 330-е и 320-е гг., Стратокл из Диомеи в 307–302 гг. Ограничения, которые накладывались на избрание в Буле (не более двух раз в течение жизни), и, в то же время, большие значение и известность, достававшиеся на долю тех, кто предлагал декреты в народном собрании (Стратокл в год, когда он был членом Буле, предложил по меньшей мере три непробулевтических декрета), создавали неизбежную связь между могущественными политиками и непробулевтическими декретами.